Найдены необычные асексуальные термиты

Некоторые разновидности термитов достаточно хорошо известны своей асексуальной тенденцией – иными словами, некоторые колонии термитов могут размножаться без участия самцов, исключительно с помощью внутренних ресурсов самки. И хотя термиты не следуют этому правилу беззаговорочно, недавняя находка специалистов из Японии некоторым образом подтверждает предыдущую теорию о том, что переход в так называемую асексуальность является одной из эволюционных тенденций в развитии термитов как вида, которая позволяет им не только успешно выживать, но также развиваться, приобретая новые черты и эволюционные навыки.

Речь идет о находке несколько колоний японских термитов вида Glypotermes makajimai, часть из которых действительно следует практике асексуальности. Ученые проанализировали десять отдельных колоний и проведя сравнительное исследование, пришли к выводу о том, что в шести из них развитие вида действительно осуществляется без поддержки самцов. При более детальном рассмотрении вопроса, они обнаружили, что во всех таких “женских” колониях у королевы термитов не обнаруживалось спермы и оплодотворенных яиц – что опять-таки указывает на то, что эволюция определяет переход этого вида термитов к асексуальности.

Что еще более удивительно, так это то, что даже несмотря на отсутствие оплодотворенных яиц, эти яйца растут и эволюционируют ничуть не хуже, чем оплодотворенные. Все это поднимает достаточно интересный вопрос о том, какую именно роль играет самец в данном обществе – учитывая также тот факт, что с течением времени в данных колониях наблюдался процесс частичного уничтожения неоплодотворенных яиц.

Исследование в этом смысле заходит в тупик. Впрочем, исследователи уверены, что данная загадка ненадолго останется таковой – они уже проводят некоторые теоретические и компьютерные симуляции в отношении эволюционной биологии термитов с целью отыскать тот самый поворотный пункт, который привел к такой интересной тенденции. Скорее всего, исследователи имеют дело с очередной эволюционной адаптацией у термитов.