Вот уж никак не думал Папа Римский Сикст IV, тот самый, который заказал Микеланджело роспись Сикстинской капеллы, что благодаря ему Россия обреетёт новый герб, имперские амбиции и государственную идею! Да и мы сегодня, заходя на сайты вроде печати.рф, не вспоминаем о том, откуда на современных государственных печатях Российской Федерации двуглавый орёл…
Ответ на такие вопросы даёт сравнительно молодая наука сфрагистика, появившаяся в XVIII веке, как сугубо практическая дисциплина. Сфрагистика призвана была отличать подлинные печати от поддельных, чтобы дипломаты не совершили ни в коем случае ошибки. Впрочем, изготовление штампов и печатей с древнейших времён шло под пристальным вниманием «сильных мира сего». И за подделку карали строго, например, архивы Парижского суда в Средние века содержат немало дел тех, кто осмелился подделать государственную печать и был за это казнён.
То, что изготовление печатей для особо важных персон не доверяли любому умельцу, вполне оправданно. Документ, который удостоверяла такая печать, мог иметь государственное значение или даже решать судьбу нескольких государств. Например, мирный договор, или династический брачный контракт.
Поэтому для правителей изготавливали и печати особые – печати с защитой. «Защита» могла заключаться, как в очень сложной работе, неповторимости узоров и символов, так и в нанесении малозаметных, но известных посвященным знаков. Например, какая-либо точка или чёрточка, которую злоумышленник, скорее всего, не заметит при воспроизведении печати. Но её отсутствие было немедленным сигналом – «печать поддельная»!
Наверное, когда великий князь Иван III, дед Ивана IV, вошедшего в историю под прозвищем Грозный, заказывал себе новую печать, он доверил это дело самому опытному и доверенному мастеру. Ведь после женитьбы на племяннице последнего византийского императора, Софье Палеолог, Иван III стал использовать печать Палеологов – двуглавого орла. Папа Римский, который надеялся на то, что этот брак поможет обратить «московитов» в католичество, явно пережил большое разочарование. Наоборот, Софья после венчания в 1472 году вернулась в православие, отказавшись от католичества, которое исповедовала, живя при дворе Папы Римского на правах беженки. Вскоре идея «Москва есть Третий Рим, а четвёртому не быть!» стала государственной идеей Московского государства, а Иван IV Грозный объявил себя царём, а не великим князем.