Учёные зафиксировали все этапы взрыва сверхновой звезды

Невзирая на тот факт, что космос полон невероятно огромным количеством звёзд, всё же обнаружение одной из них «в агонии сверхновой» по-прежнему остается для научного сообщества невероятно редким и чрезвычайно важным событием. И как пару дней назад стало известно, астрономы впервые сумели запечатлеть красного сверхгиганта до, во время и после взрыва сверхновой звезды, по итогам собрав новую и крайне важную информацию относительно данного процесса.

«Это является прорывом в нашем понимании того, что массивные звёзды делают за мгновение до своей смерти. Прямое обнаружение предсверхновой активности в красной сверхгигантской звезде никогда раньше не наблюдалось в обычной сверхновой типа II. Впервые мы наблюдали взрыв красной сверхгигантской звезды, и это впечатляет», — заявил Винн Джейкобсон-Галан, ведущий автор исследования из Калифорнийского университета в Беркли. К слову, ещё летом 2020 года при помощи телескопа Pan-STARRS на Мауи, Гавайи, учёные смогли обнаружить «обречённую» красную сверхгигантскую звезду благодаря огромному количеству света, который она в свою очередь излучала.

Немного позже, а именно осенью, когда она стала сверхновой, команда зафиксировала невероятно мощную вспышку благодаря спектрометра изображений низкого разрешения Гавайской обсерватории Кека. Более того, они также сумели зафиксировать и самый первый спектр сверхновой звезды, известной как SN 2020tlf. По итогу наблюдения показали, что звезда выбросила огромное количество плотного околозвездного материала непосредственно перед самим взрывом. Предыдущие наблюдения показывали, что красные гиганты были относительно спокойными, прежде чем стать сверхновыми, в связи с чем новые данные предполагают, что некоторые из них могут значительно изменить свою внутреннюю структуру перед взрывом.

Это, например, может привести к бурным выбросам газа за несколько мгновений до самого взрыва. К слову, SN 2020tlf находится в галактике NGC 5731, или же примерно в 120 миллионах световых лет от Земли и примерно, а по размеру где-то в 10 раз больше Солнца. Звёзды превращаются в сверхновые в тот самый момент, когда у них «заканчивается топливо». Из-за этого они «коллапсируют» под действием собственной гравитации, вызывая мощный взрыв углеродного синтеза. Чтобы это произошло, они должны быть достаточно большими, а именно от 8 до 15 солнечных масс. В противном случае они просто-напросто превратятся в белых карликов, как в конечном итоге произойдет с нашим Солнцем.