Профессиональные фотографы, особенно при студийной съемке, стремятся разнообразить привычные схемы и приемы, используя что-то более новое и необычное. При этом, разумеется, принимается во внимание специфика отдельно взятой фотосессии, а также имеющееся оборудование, возможности по практической реализации оригинальных идей.
Один из доступных, но не банальных способов придать «изюминку» обыкновенной фотосессии — использовать цветные фильтры.
Назначение и комбинирование
У фотографа-профессионала имеется множество видов фотооборудования и аксессуаров: софтбокс, фотобокс, фотозонт, штатив и многое другое. Очень хорошо, если в этом списке найдется место и для цветных фильтров. Они позволяют создавать очень интересные фотоработы, получать необычные эффекты при минимальной обработке первоначальных снимков.
О существовании цветных гелевых фильтров (или, как зачастую их называют, цветных гелей) сегодня известно практически каждому фотографу — как опытному, так и начинающему. Тем не менее, не все любители фотоискусства успешно освоили секреты работы с цветными гелями, поэтому будет нелишним ознакомиться с данным вопросом подробнее.
Главная задача, которую выполняют цветные фильтры, — окрашивание света осветительных приборов в определенный оттенок. Они крепятся непосредственно на источнике света с помощью специальных шторок или любых подручных средств, которые найдутся у фотографа.
Ассортимент цветных фильтров сегодня чрезвычайно разнообразен — насчитывают более сотни различных цветов и оттенков. При этом все они значительно различаются по своей насыщенности и глубине. Некоторые фильтры дают только едва уловимый оттенок, другие — действительно глубокую окраску.
При необходимости можно успешно комбинировать несколько разных фильтров: например, устанавливать на соседние источники света фильтры одной цветовой гаммы (к примеру, желто-салатовые оттенки) или же гели контрастных оттенков (например, синий и красный цвета). В первом случае переход цвета на фото будет плавным, еле заметным, а во втором — насыщенным и броским.
Многие фотографы в процессе работы используют небольшое количество цветных фильтров, совмещая их между собой, чтобы получить новые оттенки. Безусловно, такой метод достаточно экономичен и имеет право на существование, однако, удобнее и целесообразнее использовать больше разных фильтров, поскольку они имеют значительно более богатую палитру оттенков, нежели можно получить комбинированием.
Еще один важный нюанс, который необходимо учитывать во время работы с цветными фильтрами, — их способность поглощать свет. Многие гели значительно различаются между собой по степени плотности и прозрачности, однако, светопотери неизбежны в любом случае, поэтому при регулировании яркости освещения нужно делать поправку на поглощение света тем или иным фильтром.