Новые исследования хотят сменить часть представлений о жизни на экзопланетах, в частности, о том, что кислород влияет или демонстрирует на наличие какой бы то ни было жизни.
Один из методов, который используется в настоящее время для поиска внеземной жизни — это анализ далеких экзопланет на наличие О2, газа появляющегося преимущественно с помощью фотосинтеза и тем самым становясь синонимом наличия жизни.
Каким образом астрономы определяют наличие кислорода в атмосфере планеты? Ученые имеют возможность наблюдать за экзопланетами в тот момент, когда они проходят напротив своего солнца, принимая часть света с него, планета позволяет провести на своей поверхности спектральный анализ. Учитывая спектральные особенности света, ученые разбирают состав атмосферы по кусочкам и выводят определенные характеристики планеты, в том числе при наличии схожего с О2 газа могут делать выводы и о возможной существовании жизни.
Тем не менее, исследования уже показали два случая ложного срабатывания такой методики. В обоих случаях кислород появился в следствии обычных химических реакций, которые не имеют отношения к фотосинтезу.
Один из таких сценариев можно увидеть в ультрафиолетовом освещении от обычной звезды, где расщепляется углекислый газ СО2 до частиц О2. Но при этом, даже наличие кислорода полученного таким путем не говорит о возможности появления кислородных форм жизни, ибо вместе с О2, появляется и окись углерода СО.
Поэтому при обнаружении наличия СО2 и СО экзопланета даже имеющая кислород не будет считаться пригодной для жизни. Оказывается, что маломассивные звезды в состоянии воздействовать на окружающие себя планеты таким образом, чтобы они стали ложноэкзопланетами.
Опять таки, подобная консистенция газов может вступить в противоречащие друг с другом реакции и создать уже О4, и это тоже будет гарантированным доказательством того, что жизни нет и не будет.
Несмотря на довольно таки пессимистичный настрой, подобные исследования очень важны, они позволяют настроить тонкий фильтр «подходящих» и «не подходящих» планет. Также, этот фильтр может облегчить работу ожидаемого телескопа Джеймса Вебба, ибо уже будет известно, какие планеты — пустышки, а какие нет.