Телескоп на Южном полюсе поможет определить природу быстрых радиовсплесков

Ученые пытаются раскрыть тайну быстрых радиовсплесков (БРВ) — чрезвычайно мощных, длящихся несколько миллисекунд радиосигналов откуда-то из-за пределов солнечной системы. Никто не знает, что это. Также неизвестно, откуда берется большинство из них, так как большинство источников испускают взрыв только один раз и умолкают. Но ответ может крыться в нейтрино, и здесь может помочь телескоп IceCube, расположенный на Южном полюсе.

Мы впервые узнали о БРВ в 2007 году, тогда всплеск был обнаружен в записях радиосвязи обсерватории Паркса Австралии в 2001 году. В прямом эфире БРВ был зафиксирован в 2015 году, причем снова обсерваторией Паркса. После этого было обнаружено около двух десятков БРВ, как найденных в архивных данных, так и записанных в прямом эфире.

«Это новый класс астрономических событий. Мы очень мало знаем о БРВ в целом», — сказал физик Джастин Ванденбрук из Висконсинского университета.

IceCube-это оптический телескоп, специально разработанный для обнаружения нейтрино, странных элементарных частиц, которые практически не обладают массой, фактически не взаимодействуют с обычной материей и перемещаются почти со скоростью света. Они, возможно, вызваны высокоэнергетическими событиями и объектами, такими как черные дыры, гамма-всплесками, скоплениями галактик и активными галактиками. IceCube использует 5160 оптических модулей для обнаружения этих крошечных частиц в ясной, сухой, стабильной атмосфере Южного полюса. Когда другие радиотелескопы обнаруживают БРВ, группа IceCube может перекрестно ссылаться на радиоданные с собственными данными, чтобы проверить повышенную активность нейтрино.

Фактически, они уже сделали это для почти 30 БРВ, в том числе 17 FRB 121102, который является аномальным источником БРВ, испуская их очередями. Исследователи не обнаружили каких-то необычных данных о нейтрино, но это все же не нулевой результат, поскольку помогло уменьшить число возможных источников БРВ.

«Мы исключили гамма-всплески, а также черные дыры. Мы можем определить, примерное количество энергии, излучаемой нейтрино, которое потом можно сравнить с данными различных теорий», — сказал Ванденбрук.