Ученые обнаружили старейшую спиральную галактику

Астрономы обнаружили старейшую спиральную галактику на расстоянии 11 миллиардов световых лет от Земли. Недавно обнаруженная галактика, названная A1689B11, является предком современных спиральных галактик, таких как наш Млечный путь, которые отличаются длинными щупальцами газа, пыли и звезд вокруг центра галактики.

«Спиральные галактики являются исключительно редкими в ранней вселенной, и это открытие предоставляет возможность изучения перехода галактик от хаотичных, турбулентных дисков к спокойным, тонким спиралям», — рассказал в интервью Ренуэ Сен, соавтор нового исследования из Принстонского университета.

Галактики бывают разных форм и размеров, и исследователи считают, что многие спиральные галактики формируются главным образом за счет слияний небольших эллиптических галактик, хотя многие факторы могут повлиять на то, как галактика меняет свою форму с течением времени. Эллиптические галактики — это диски, которые могут быть в основном круглыми или вытянутыми. Астроном Эдвин Хаббл, в честь которого назван космический телескоп, был одним из первых людей, считавших, что спиральные галактики эволюционировали из эллиптических, и исследователи до сих пор используют его классификацию галактик, известную как «последовательность Хаббла».

«Изучение древних спиралей, таких как A1689B11, является ключом к раскрытию тайны о том, как и когда возникает последовательность Хаббла, то есть время перехода от эллиптических галактик в спиральные», — говорится в заявлении Свинбернского университета в Австралии, где базируются некоторые соавторы исследования.

Недавно открывшаяся галактика находится слишком далеко, чтобы наблюдать ее непосредственно с помощью современных инструментов. Ученые воспользовались природным явлением, известным как гравитационное линзирование, в котором гравитация массивного объекта (галактики или скопления галактик) преломляет и усиливает свет от объекта, который находится за его пределами. Таким образом, авторы новой исследовательской работы смогли обнаружить свет из очень далекой спиральной галактики A1689B11, ища эффекты гравитационного линзирования по краю галактического кластера, близкого к Земле.