Звезда стала сверхновой во второй раз

Обычно, когда звезда становится сверхновой, она погибает. Но новое открытие может изменить наш взгляд на гибель звезды. Астрономы нашли звезду, которая стала сверхновой, погасла, а потом, спустя 60 лет, снова стала сверхновой.

Звезда iPTF14hls была обнаружена в 2014 году, и сначала выглядела как и любая другая сверхновая в небе и была классифицирована как Тип IIВ сверхновых этого типа, ядро массивной звезды коллапсирует в нейтронную звезду, посылая ударную волну в космос через наружную богатую водородом оболочку. Выбрасываемая материя ионизируется ударной волной, позже она охлаждается и рекомбинируется. Спектроскопические характеристики сверхновой iPTF14hls были идентичны Типу II. Но затем несколько месяцев спустя звезда снова стала сверхновой.

За 600 дней наблюдений звезда тускнела и становилась ярче по крайней мере пять раз. Обычно свехновые достигают пика яркости, потом сияют в течение нескольких месяцев, а затем тускнеют. Когда ученые из обсерватории Лас Кумбрес изучили архивные данные, они обнаружили нечто удивительное: взрыв в том же самом месте в 1954 году.

iPTF14hls-graph-of-brightness-over-time

«Эта сверхновая ломает все, что мы знали о них. Это самая сложная головоломка, с которой я сталкивался за почти десятилетие изучения звездных взрывов», — сказал ведущий исследователь Марб Аркаами из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.

В статье, опубликованной в журнале Nature, исследователи подсчитали, что первоначальная звезда iPTF14hls была большой — по крайней мере в 50 раз массивнее Солнца, и, вероятно, гораздо больше. После взрыва 1954 года сверхновая iPTF14hls сохранила несколько десятков солнечных масс водорода, который снова взорвался. Скорее всего, сверхновая iPTF14hls — это странная пульсационная пара звезд. Ученые продолжают следить за сверхновой в надежде, что со временем им удастся получить точное объяснение.