Плутон никогда не станет планетой вновь

С тех пор, как Плутон лишился статуса планеты в 2006 году, многие ждут, что ученые передумают и восстановят его статус. В прошлом месяце появилась новая надежда, после того как исследователями NASA предложили новое, более широкое определение термина «планета». Но теперь астрофизик и научный обозреватель журнала Forbes Итан Сигел просто разгромил это предложение, разобрав по пунктам, почему, с научной точки зрения, Плутон никогда больше не будет планетой.

По словам Сигела, который является профессором физики и астрономии в колледже Льюиса и Кларка в Портленде, штат Орегон, Плутон может быть одним из самых любимых космических объектов в Солнечной системе, но это не значит, что это дает ему право называться планетой. На самом деле, по словам профессора Сигела, попытки сделать Плутон планетой снова может навредить развитию научного прогресса.

«Когда речь идет о планетарном статусе, геофизики недостаточно», — Сигел написал в Forbes на этой неделе: «В астрономии основными являются три правила: местоположение, местоположение, местоположение. Есть что-то очень значимое в нашем месте в Солнечной системе, что делает Землю планетой, а Плутон — нет. В Солнечной системе только восемь планет, которые отличаются от всех остальных».

Плутон был обнаружен в 1930 году на окраине нашей Солнечной системы. В то время считалось, что Плутон больше Земли, но годы наблюдений показали, что наши «девятая» планета намного меньше, чем предполагалось. Тогда, в 1990-х годах исследователи обнаружили другие транснептуновые объекты — небольшие объекты в Солнечной системе, которые вращаются вокруг Солнца за Нептуном. На основе этих новых открытий, Международный астрономический Союз, который определяет объекты в нашей Вселенной, изменил официальное определение «планеты» в 2006 году, и Плутон был понижен до планетоида.

Плутон никогда не станет планетой вновь

По определению 2006 года, планета Солнечной системы должна находиться в гидростатическом равновесии, или иметь достаточно силы тяжести, чтобы иметь эллипсоидальную форму, образовавшуюся под действием собственной гравитации, должна вращаться вокруг Солнца, и, наконец, должна очистить окрестности своей орбиты от планетезималей. Именно последнему пункту Плутон и не соответствует.

Но вот где все становится спорным — это определение довольно проблематично само по себе. Во-первых, оно определяет планеты, существующие вокруг Солнца, а как мы знаем, есть много других планет во внесолнечных системах.

«‘Очистка орбиты кажется довольно субъективным требованием и зависит от того, что еще там есть. Если бы Юпитер находился дальше от Солнца, он бы не смог очистить свою орбиту, и поэтому он перестал бы считаться планетой. Поэтому до того, как мы не изучим системы экзопланет, это определение не может считаться точным», — говорит Сигел.

Именно поэтому, в последние десятилетия, у представителей общественности (и некоторых ученых) еще теплится надежда, что определение планеты изменится, и статус Плутона будет восстановлен.

На самом деле, в прошлом месяце ученые NASA написали новое определение планеты для представления в Международный астрономический Союз, и в соответствии с их критериями, статус планеты может получить не только Плутон, но и Луна, и более 100 других объектов Солнечной системы. Дело в том, что вместо астрономической точки зрения, эти ученые исходят из геофизических значений. По их определению, планета — это тело суб-звездной массы, которое не образует реакции ядерного синтеза и имеет достаточно собственной гравитации, чтобы стать сфероидальной формы, которая можно адекватно описать трехосным эллипсоидом, независимо от ее орбитальных параметров.

Согласно этому определению, Плутон является планетой, но, по мнению Сигела, это определение еще более некорректно, чем принятое сегодня, поэтому МАС его вряд ли утвердит: «Эти усилия некоторых ученых назвать Плутон планетой не ведут к прогрессу, а наоборот, толкают нас назад, ведь по этому определению планетой является и луна, и большое количество астероидов».