Недостаток сна вызывает молекулярные изменения в организме

Уже давно было доказано, что недостаток сна достаточно серьезно влияет на психическое и физическое здоровье человека – однако какие еще спектры влияния он может иметь на человека? Специалисты из Университета Уппсалы задались этим вопросом и сегодня представили результаты своего нового эксперимента, направленного на выяснение того, какие молекулярные изменения в организме человека происходят вследствие недостаточного режима сна. Забегая наперед, стоит отметить, что результаты не только дополнительно подтвердили большинство ранее высказанных предположений, но также указали на концептуально новый клеточный процесс, непосредственно связанный с работой ДНК.

Ранее подобные исследования наглядно демонстрировали, что недостаток сна может привести к повышению риска ранней смертности, диабета второго типа и психозам. Однако шведские ученые решили сосредоточиться на выяснении того, как недостаток сна влияет на вес человека. Вначале они провели сравнительное исследование двух групп людей, одна из которых в течение двух недель получала нормальный восьмичасовой сон, а вторая – около пяти часов. Они обнаружили, что второй группе была заметно тяжелее контролировать свой вес в отличие от первой группы.

Попытавшись разобраться в том, что именно является причиной этому, специалисты выяснили, что в слоях подкожного жира наблюдается достаточно большое и быстрое скопление метиляции ДНК. Метиляция ДНК представляет собой эпигенетический процесс, регулирующий активацию/дезактивацию определенных гормонов – при сбое данного процесса перераспределение и уничтожение лишних жировых клеток становится затрудненным, а то и вовсе невозможным – что и стало основной причиной невозможности контролирования своего веса у контрольной группы.

Для того, чтобы доказать состоятельность этого факта, специалистам потребовалось провести анализ ДНК тканей у 15-ти участников проекта – как из первой, так и из второй контрольной группы. Они обнаружили, что во взятых тканях действительно наблюдается повышенный процесс метиляции ДНК. Кроме того, такое систематическое состояние клеток может привести к образованию и развитию сахарного диабета второго типа и некоторых других заболеваний.