Рыбы обнаруживают сложные нейронные паттерны сна

Сон – достаточно интересный и по сей день загадочный мозговой процесс, в ходе которого наш мозг проходит через множество этапов и фаз, характеризующихся сменой физиологических особенностей и моментов. Кроме того, многие ученые предполагают, что наш мозг скрывает в себе еще более сложные паттерны и механизмы во время сна – в частности, об этом можно судить по недавно опубликованному исследованию специалистов из Стэнфордского Университета, которые сосредоточились на изучении сонных паттернов рыбы-данио. Проведя несколько экспериментов и сеансов наблюдений за состоянием сна данного вида рыб, ученые пришли к выводу о том, что рыбы обладают значительно более сложными паттернами сна.

Что в некотором роде сближает их с нами, людьми – потому что в ходе исследовательского наблюдения специалисты определили, что данио проходят через весьма похожие сменные фазы мозговой ритмики, как и человек. В частности, они поместили несколько генетически измененных рыб – таким образом, чтобы при помощи сверхмощного микроскопа улавливать визуальные сигналы их нейронов при их активации – в небольшие сосуды с водой и при помощи некоторых сторонних факторов ввели их в состояние сна.

Вместо того, чтобы увидеть более-менее однотипный механизм сна в мозгу рыб, ученые заметили, что по сигналам нейронов и мускульным движениям, рыбы-данио начали воспроизводить весьма похожие паттерны сна, как и у людей, таким образом проходя через некоторые стадии смены мозговой активности во время сна. Более того, используя нейронный микроскоп, ученые установили, что отдельные фазные переходы у рыб весьма похожи по своим особенностям на фазы быстрого и медленного сна у человека, что не может не быть интересным открытием.

Несмотря на то, что опыт такого эксперимента вряд ли в ближайшее время напрямую повлияет на возможность улучшения характеристик и процессов сна человека, он все-таки демонстрирует, что рыбы обладают куда более сложным и комплексным набором мозговых фаз и смен мозговой активности во время сна, чем предполагалось ранее. А это может косвенно повлиять на разработку более эффективных и интересных способов улучшить человеческий сон в будущих исследованиях, что обещает предоставить немало интересного людям.