Ученые обнаружили рыб, которые умеют выбираться на берег

Исследователи обнаружили рыб, которые научились выползать на берег. Оказалось, что они таким образом спасаются от хищников. Благодаря этим данным, ученые подтвердили гипотезу об одной из причин, побудивших древних обитателей океана перебраться на сушу.

Это очень большое дело для маленькой рыбы — выйти из знакомых вод океана на сухой скалистый берег. Первые земноводные вышли на сушу примерно 390 миллионов лет назад, и до сих пор ведутся споры о том, почему они это сделали. В качестве возможных обычно называют обилие пищи на суше, изменение состава воды и обилие хищников под водой. Недавнее исследование показало, что последняя гипотеза находит подтверждение и в настоящем. Биологи обнаружили, что четыре вида морских собачек самостоятельно перешли на «земноводный образ жизни», то есть они живут под водой, но выходят на берег. Эти морские собачки водятся в тропических водах около острова Раротонга, крупнейшем из островов Кука в южной части Тихого океана.

«Наше исследование образа жизни морских собачек на острове Раротонга является первым, которое изучало факторы, способствующие выходу рыб из воды», — говорит эколог Терри Орд из австралийского университета Нового Южного Уэльса.

Исследователи наблюдали за рыбами, чтобы понять, что могло заставить их выходить на берег. Рыбы плавали в прибрежных водах во время отлива, но выбирались на сушу во время прилива. При этом, им по-прежнему нужна вода, чтобы дышать. Когда они находятся на берегу, то смачивают жабры в лужах. У морских собачек много врагов в воде, ими питаются различные обитатели коралловых рифов, такие как камбала, морские окуни, губаны и мурены.
Исследователи измерили плотность популяции этих хищников по отношению к приливным изменениям, и обнаружили, что во время прилива, когда морские собачки выбирались на берег, в воде было больше их естественных врагов.

Чтобы проверить гипотезу, что птицы были меньшей проблемой, чем хищные рыбы, исследователи изготовили 249 очень реалистичных копий морских собачек, и разместили их под водой и на береге выше уровня прилива на срок от трех до восьми дней. Эксперимент показал, что искусственные рыбки на берегу значительно реже подвергались нападению на суше, чем под водой, что неудивительно, поскольку на острове совсем мало хищников.

Таким образом, исследователи пришли к выводу, что наши древние предки могли выйти на сушу, спасаясь от хищников, которые обитают в воде.