Ученые обнаружили древний подводный оползень

Команда ученых при картографировании морского дна вдоль Большого барьерного рифа в Австралии наткнулась на останки огромного подводного оползня. Его ориентировочный объем составляет 32 кубических километра, что в 30 раз превышает объем горы Улуру — гигантской красной скалы в центре Австралии. По предположениям ученых, оползень у побережья Квинсленд произошел не менее 300 000 лет назад.

Ученые из Университета Джеймса Кука, Университета Гранады и Сиднейского университета сделали открытие во время работы научно-исследовательского судна примерно в 75 километрах от побережья. Команда составляла 3D-модель океанического дна с помощью многолучевого сканирования и сделала несколько неожиданных открытий.

«Мы были поражены, когда обнаружили это скопление сопок возле Большого барьерного рифа», — рассказал профессор Университета Джеймса Кука Робин Биман: «В районе побережья Квинсленда мы обнаружили несколько холмов высотой более 100 метров и длиной около 3 километров».

После обнаружения подводных холмов ученые работали в обратном направлении, используя метод сопоставления, чтобы проследить их происхождение до массивного оползня, находящегося примерно в 30 километрах от места нахождения холмов. В одной из сопок команда обнаружила сообщество живых и окаменелых холодноводных кораллов, моллюсков и усоногих раков, которые играют важную роль при датировке событий.

«Древнейшие ископаемые кораллы с холма показывают, что ему около 302 тысяч лет, однако сами холмы могут быть и старше, окончательные выводы об их возрасте можно будет сделать только после детального изучения», — говорит доктор Анджел Пуга-Бернабеу из Университета Гранады.

Этот тип подводного оползня, скорее всего, был вызван цунами, но они в этой части океана относительно слабые, поскольку здесь роль естественного волнореза играет Большой барьерный риф. Поэтому исследователи предполагают, что, возможно, оползень произошел до того, как Большой барьерный риф окончательно сформировался.

Впрочем, этот оползень, несмотря на внушительные размеры, совсем небольшой по сравнению с крупнейшими подводными оползнями. В Норвежском море был найден оползень объемом 3 500 кубических километров, а Игольный берег Южной Африки является оползнем объемом 20,000 кубических километров. Однако это открытие позволяет ученым лучше понимать строение дна возле Большого барьерного рифа, что очень важно для работы океанологов.