Благодаря Сибирскому метеориту учёные открыли новый внеземной минерал

Когда российские охотники за золотом нашли этот камень в 2016 году, они считали, что в нем может скрываться золото, но не предполагали, что ценным камень станет для научного сообщества.

В камне прибывшем из космоса содержится минерал невиданный учёными ранее, он пока ещё не задокументирован, но учёные уже прозвали его uakitite, в честь региона Уакит в Сибири, где и был найден метеорит.

Представили свое открытие геологи Уральского федерального университета, Новосибирского государственного университета и геологического Института Российской Академии. Презентация проходила в рамках ежегодного заседания Метеоритного общества в Москве.

Включения нового минерала в метеорите Уакит микроскопические. В основном, метеорит железный. На 98 процентов он состоит из камасита, железо-никелевого сплава в котором порядка 90 процентов железа. Обычно такого рода сплав находят в метеоритах.

Остальные два процента состоят из более чем десятка минералов, большинство из которых также образуются только в космосе. И его состав таков, что он, должно быть, сформировался в экстремально жарких условиях — при температуре более 1273 Кельвинов (1000 градусов по Цельсию).

Включения уакита имели размер всего 5 микрометров. Для справки, средний диаметр человеческого волоса составляет 99 микрометров, а здоровый эритроцит — от 6 до 8 микрометров.

Маленькие кусочки минерала крошечные. Слишком маленькие для прямого анализа.

«К сожалению,” — пишут исследователи в своем докладе: “мы не смогли получить все физические и оптические свойства уакитита из-за очень малых размеров зерен.»

Но это не значит, что у ученых ничего нет! Исследователи смогли определить, что уакитит имеет некоторые структурные сходства с двумя другими космическими минералами, карлсбергитом и осборнитом, оба являются нитридами, содержащими азот.

Они также смогли использовать метод дифракции обратного рассеяния электронов, для получения структурных данных о трех кристаллах уакитита. Полученные данные учёные применили на структурой синтетической модели смеси нитрида ванадия.

Синтетическая модель позволила учёным сделать некоторые выводы о физических свойствах минерала. Если он как нитрид ванадия, то его цвет будет светло-серым с розовым оттенком на свету. А твёрдость материала 9-10 по шкале Мооса, как корунд или алмаз.

Не только само открытие фантастическое, но и то сколько данных учёные вытащили из камушка размером с эритроцит.