Ученые раскрыли тайну паутины бурого паука-отшельника

Американский бурый паук-отшельник известен как один из самых ядовитых пауков на планете. Но, как оказалось, у этого паука также необычно прочная паутина. Ученые из Оксфордского университета и Вирджинского колледжа Уильяма и Мэри недавно объяснили почему она такая крепкая, и, по их мнению, это открытие может иметь практическое применение, возможно, даже в космическом пространстве.

На самом деле существуют две причины, почему паутина бурого отшельника такая прочная. С одной стороны, в ней есть небольшие утолщения, вроде узелков.

«Такие узлы укрепляют паутину», — рассказывает профессор Ханнес Шнипп: «Но добавление петель на синтетические нити может привести к преждевременному разрушению волокна.»

Ученые раскрыли тайну паутины бурого паука-отшельника

И тут решающую роль, как оказалось, играет вторая особенность. Тогда как обычная паутина имеет круглое сечение, паутина бурого отшельника плоская, состоящая из продольно соединенных нано-волокон, что делает ее более эластичной.

Используя компьютерное моделирование, исследователи обнаружили, что добавление даже одной петли на плоские синтетические волокна значительно увеличивает их прочность. Добавление большего количества петель делает нити еще крепче.

«Это сразу подсказывает нам возможное применение таких нитей», — говорит профессор Оксфорда Вольрат Фриц: «Изготовленные таким образом углеродные нити можно использовать для создания ударопоглощающих структур. Например, полотно из таких углеродных нитей можно использовать для сбора дрейфующего космического мусора, опасного для жизни космонавтов и целостности спутников».