Раковые новообразования, которые возникают из опорной ткани головного мозга — глиомы, приходятся на 30 процентов всех опухолей головного мозга, а выживаемость после них всего 14 месяцев. Эти агрессивные опухоли сложно обнаружить с помощью МРТ, во многом благодаря защитному гематоэнцефалическому барьеру, который не дает впитывать контрастные вещества клеткам рака и, соответственно, освещение их становится невозможным. Но новый тип инженерных жировых клеток может сделать их глиомы излечимыми, с помощью проникновения под барьер, и открывая тем самым присутствие опухоли на гораздо более ранней стадии развития.
Пациент с диагнозом раковой глиомы часто выживает при обнаружении первичной опухоли, ее лечат путем хирургического удаления или лучевой терапии. Но этот процесс обычно порождает повторяющиеся, более стойкие опухоли, которые появляются в других частях мозга. Эти свежие глиомы уже не реагируют на дальнейшее лечение, так как они являются производными от раковых клеток, которые уже перенесли начальную терапию.
Защитная мембрана окружает сосуды в мозге, чтобы остановить 98 процентов терапевтических молекул от входа в них. Только тогда, когда опухоль достигает определенного размера она нарушает ее стенки и позволяет контрастным веществам туда попасть, однако, это уже слишком поздно.
Но исследователи из Пенсильванского государственного колледжа медицины утверждают, что нашли «ранние» маршруты через гематоэнцефалический барьер. Они разработали новый тип жировых клеток, содержащий используемое контрастное вещество — Магневист, и на поверхности этого белка внедрены целевые рецепторы клеток глиомы.
Исследователи обнаружили, что проектированная жировая клетка была способна проникнуть через гематоэнцефалический барьер у мышей и выискать раннюю стадию опухоли. Исследователям пока не ясно, как именно клетка способна проникнуть через барьер, но они утверждают, что это безопасный способ и у экспериментальных мышей не проявилось никаких плохих последствий после лечения с ее помощью.
Если безопасность способа будет доказана то его начнут активно использовать в медицине. Хотя уже сейчас есть опасения относительно его эффективности, так как разрывая защитные мембраны раковых образований он может вызвать распространение болезни или замедлить лечение.
«Со всеми его хорошими качествами, нарушается гематоэнцефалический барьер, в то время как мы должны получить агента способного попасть внутрь не вызывая разрывов» — говорит Джеймс Коннор, профессор нейрохирургии в университете штата Пенсильвания.