Увы, но даже баллоны с кислородом и высококлассное обучение не позволит дайверу побывать там, где это выходит за рамки физических возможностей. Ученые уже придумали массу способов заменить человека под водой, но все касалось только каких-то конкретных функций, а не полностью замены всех способностей человека. Но ученые сумели таки достичь прогресса и создали подводного человекообразного робота.
OceanOne дроид создан учеными из Стэнфордского Университета для разработки глубинного океана в пределах человеческой досягаемости. В своей первой экспедиции дроид отправился в затонувший у берегов Франции корабль и извлек оттуда старинную вазу 17-го века. Теперь исследователи рассматривают возможность отправки гуманоида к коралловым рифам и нефтяным вышкам в зонах бедствия.
Вообще OceanOne изначально рассматривался именно как инструмент исследования коралловых рифов в Красном море, он может не просто плавать там и передавать видео на поверхность, но и собирать мягкими руками, схожими с человеческими,образцы без вреда для подводных обитателей. Имеющий полтора метра роста робот оснащен стереоскопическим зрением и парой рук на шарнирах. Задействуют его в движение восемь многоцелевых двигателей, аккумуляторы и компьютеры, встроенные в его «хвост». Эдакий работ-русалка управляется с поверхности специально обученными операторами.
«OceanOne — ваш аватар», — говорит Усама Хатиб, профессор компьютерных наук в Стэнфордском Университете: «Наша цель — практически иметь человека дайвера, но с более широкими возможностями. Иметь машину, которая имеет человеческие черты, и может проецировать воплощение человека дайвера на глубине — это потрясающе».
На первом подводном исследовании Хатиб руководил OceanOne. Первое погружение проходило на глубине в сотню метров. Робот исследовал затонувший в 1664 году корабль Людовика XIV Ла-Люн. До этого момента ни один человек не мог до него добраться и все исследования затонувшего корабля проходили с помощью агрегатов не способных что либо с него вынести. Хатиб управлял OceanOne под руководством Министерства культуры Франции используя уже полученные ранее данные.
Благодаря тактильным датчикам которые способны передавать ощущения от предмета на расстояния, Хптиб увидел вазу размером с грейпфрут, протянул к ней роботизированную руку и почувствовал контуры вазы. Стоит заметить, что тактильная связь развилась настолько, что оператор может сказать легкий это предмет или тяжелый, твердый или мягкий. В сочетании с искусственным интеллектом можно гарантировать, что предмету не будет нанесен вред или робот не отпустит его в ненужный момент. Ваза 17-го благополучно добралась до первых за 300 лет рук человека.
«Вы можете чувствовать на себе именно то, что делает робот,» — рассказывает о своем опыте Хатиб: «Это почти как ты там; с осязанием вы создаете новое восприятие измерения.»
Не мало впечатляет и позиционирование робота в воде. Как только он погружается в воду, все его двигатели и датчики включаются и он начинает противостоять подводной толще. При этом он старается держать руки свободными.
Он ориентируется под водой с помощью изучения окружающей среды датчиками и камерами, собирая данные и проводя их через алгоритм, робот понимает проплывет ли он в том или ином месте или не сможет. Также, если столкновение неизбежно, например с рыбой, то робот принимает позу готовясь к неизбежному.
Во время первого заплыва у робота случилась неприятность, он сумел застрять в промежутке между двумя пушками. Но Хатиб взял управление на себя и выдернул его.
В дополнение ко всему, создатели объясняют человеческие формы и тем, что при заплыве с человеком, роботу и дайверу будет проще контактировать. Например, робот способен делать логически обоснованные к конкретной ситуации жесты и распознавать жесты дайверов, что во многих ситуациях может быть очень важным.
OceanOne вернется на родину в следующем месяце, где команда будет улучшать его работу и в частности алгоритмы, которые позволили застрять ему на корабле. Главной задачей инженеров стало обучение робота до такого уровня, чтобы он был способен взять на себя сложные для человека задачи или попросту невыполнимые и опасные. В ближайших планах у OceanOne запланирована поездка в Японию на станцию Фукусима.