Археологические данные показывают, что первобытный каннибализм был особенно распространен примерно миллион лет назад. Ранее считалось, что каннибализм был обусловлен проблемами с поиском пропитания, однако Джеймс Коул подсчитал калорийность человека, мамонта, бизона, носорога и пришел к интересным выводам.
Судя по тому, что в древних жилищах неандертальцев археологи находили множество останков людей, которые явно были съедены, ученые предположили, что были некоторые проблемы в питании. Однако, в дальнейшем, соотнеся травмы и следы на костях жертв каннибализма, ученые предположили, что дело может быть и в каких-то ритуальных особенностях, вроде завоевания территории или получения каких-то особенных навыков жертвы, но все может быть иначе.
Вернемся к расчетам Джеймса Коула из Университета Брайтона, он подсчитал, что в 65 килограммовом мужчине будет всего 32376 калорий, этого хватит всего на пол дня для поддержания группы мужчин из 25 неандертальцев. В мамонте же 3,6 миллиона калорий, этого на ту же группу хватит уже на 35 дней, в шерстистом носороге 1,26 миллионов калорий и этого достаточно для полноценного питания в течение 12 дней, в бизоне 612 тысяч калорий — хватит на 6 дней. Таким образом исследователь пришел к выводу, что вопрос не в нехватке пищи, так как тогда бы они в течении нескольких дней от голода могли съесть всех и остался в живых бы самый стойкий неандерталец. В то же время Коул объясняет и то, что неандертальцы были бы не совсем готовы к тому, чтобы их ели, а потому убегали бы от охотников за мясом, а значит энергии неандертальцы тратили бы элементарно больше.
Несмотря же на то, что жертва не оправдывает усилий — следы каннибализма все же есть. На то, что это не ритуал указывает то, что кости жертв были использованы по разному, в одной из пещер Великобритании, например, были найдены черепа, которые сперва были обглоданы, а после использовались в качестве посуды, а в других подобных находок не было.
Теперь ученый настаивает на более тщательном изучении обстоятельств уделяя особенно важную роль тому, что каннибализм встречается до сих пор и даже в развитых регионах, а люди, которые поедают других людей зачастую руководствуются множеством совершенно непонятных мотивов. Также Коул подмечает и тот факт, что неандертальцы сами по себе не были простыми, о чем свидетельствует тот факт, что они делали погребальные украшения своим сородичам и устраивали похороны.
«Мы знаем, что у современного человека есть целый ряд сложных мотивов каннибализма, которые простираются от ритуала до диетических причин», — говорит Коул: «Почему бы тогда такие виды, как неандертальцы, которые, кажется, имели различные взгляды на погребение и лечение , не имеют столь же сложное отношение к каннибализму?»