Ученые приступили к изучению побочных эффектов редактирования генома

Метод редактирования генома crispr-cas9 может избавить мир от болезней, случайных и болезненных мутаций, сделать человечество сильнее и выносливей, а может и лишить человека положительных мутаций, собственного развития. Новое исследование от медицинского центра в Колумбийском университете говорит о том, что с редактированием генома нужно быть очень и очень осторожным.

Возможность редактировать геном в одночасье открыла тысячи возможностей ученым, появились попытки вылечить спид, вич и рак, излечить тяжелые мутации, снять их последствия и передачу по родительской линии. Уже в следующем году пройдут клинические испытания методики, после чего она может стать доступна фактически всем. Однако, вылечив одно, можно получить вместо этого еще с десяток новых болезней, и потому ученые предостерегают и пытаются обнаружить все изъяны и побочные эффекты crispr-cas9.

Проводившая исследование команда ранее была задействована в изучении эффективности методики в лечении серьезных заболеваний глаз, вроде пигментного ретинита, приводящего к слепоте. Столкнувшись с малейшими изменениями, которые не были запланированы, ученые переключились на новое исследование, в котором решили выяснить какие именно мутации способен вызвать crispr-cas9, даже те мутации, где меняется лишь один нуклеотид. Обычно для изучения подобных моментов используется специальный алгоритм, но ученые в данной работе отрицают алгоритмы и стремятся понять все случайности, а также влияние отдельных мутаций, кажущихся безопасными, на потомство.

Ученые приступили к изучению побочных эффектов редактирования генома

В своих экспериментах группа нашла делеции или инсерции более 100 крупных генов и более 1500 однонуклеотидных мутаций. Самое главное то, что перепроверив результаты на компьютерной модели ученые не получили подобных результатов. Мутации обнаруженные группой не приводили животных к инвалидности, заболеваниям и прочим серьезным изменениям, тем не менее пока непонятно, способны ли эти мутации передаваться по наследству, суммироваться и превращаться в серьезные отклонения.

Команда по прежнему оптимистично смотрит на технологии редактирования генома, но предлагает изучить методику полностью прежде чем допускать до нее всех страждущих без исключения.

«Мы врачи», — объясняет соавтор исследования доктор Винит Махаджан: «И мы знаем, что каждая новая терапия имеет некоторые потенциальные побочные эффекты, но мы должны знать, что они есть».