В океане нашли ранее неизвестный вирус с необычным ДНК

Оказывается, в одном миллилитре океанской воды можно найти до 10 миллионов вирусов. Ученые постоянно изучают вирусный состав воды и недавно обнаружили абсолютно новое семейство вирусов.

Ученые обнаружили семейство вирусов, которое невозможно было найти раньше из-за того, что вирусы этого семейства не показываются при проведении традиционных лабораторных тестов. Исследователи подозревают, что вирусы могут быть новыми только для научного сообщества, а появились они достаточно давно и, возможно, живут даже внутри человека.

«Мы не думаем, что это специфично для океана», — говорит эколог-микробиолог Мартин Полц из Массачусетского технологического института.

Полц и его команда вместе с исследователями медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке проанализировали собранные за три месяца у берегов штата Массачусетс пробы океанской воды. По мнению исследователей, наиболее распространенными вирусами на всей планете являются двухцепочечные вирусы ДНК, среди которых наиболее известны науке «хвостатые» разновидности (Caudovirales). Их таинственные аналоги «без хвоста» гораздо менее понятны, главным образом потому, что их биологические характеристики не легко поддаются изучению при помощи общих тестов. Но это не значит, что их нельзя найти. В своем новом исследовании группа смогла инкубировать вирусы без хвоста и секвенировать их ДНК. Из 200 вирусов, 18 принадлежат новому семейству мелких неуловимых вирусов.

Команда называет свое открытие Autolykiviridae, от Autolykos («сам волк»): персонаж из греческой мифологии, мошенник и вор, который умел делать все украденные предметы невидимыми. Но Autolykiviridae был пойман, и теперь открытие помогает ученым заполнить пробелы в эволюции вируса.

261-ocean-virus-unknown-family-1

Похоже, что вирусы без хвоста являются представителями древней вирусной линии, определяемой конкретными типами капсидов, белковой оболочки, которая содержит вирусную ДНК. Вирус обычно заражает животных и одноклеточные организмы, но не бактерии. Геномы этой новой семьи очень коротки по сравнению с хвостатыми вирусами, они состоят из около 10 000 баз, вместо типичных для хвостатых вирусов 40 000-50 000. В экспериментах с более чем 300 штаммами Vibrionaceae Autolykiviridae убивал порядка 40 процентов бактерий, несмотря на то, что они составляли всего 10 процентов вирусов, такая безжалостная эффективность не может быть ограничена глубоким синим морем.

Имея на руках геном вируса, исследователи начали искать совпадения.

«Мы нашли связанные вирусные последовательности в микробиоме кишечника человека,» — говорит Келли: «но мы еще не знаем, как они влияют на микробные сообщества в кишечнике или насколько они важны для здоровья.»

Необходимо провести гораздо больше исследований, чтобы понять как именно эти вирусы воздействуют на экосистемы и человеческое тело. Но на данный момент сам факт того, что вирус найден — уже настоящий прорыв.