Учёные изучили первое скопление мелких чёрных дыр

Большие в плане размера чёрные дыры обычно привлекают особенно большое количество пристального внимания со стороны научного сообщества, а также исследователей, в то время как меньшие порой просто-напросто игнорируют, считая менее важными. Однако на самом деле это не так. Они ещё как важны. Стало известно о том, что команда, использовавшая космический телескоп Хаббла, сумела некоторое время назад обнаружить «большую концентрацию маленьких чёрных дыр» в шаровом звёздном скоплении NGC 6397, которая находится на расстоянии 7,800 световых лет от нас.

Но самое интересное и необычное здесь это то, что эта первое такое скопление мелких чёрных дыр, у которого были измерены и зарегистрированы её масса и точные размеры. И хотя исследователи надеялись на то, что они смогут найти «неуловимую черную дыру промежуточной массы», всё-равно даже это само по себе является крайне серьёзным прорывом. Наибольшей же проблемой, с которой столкнулись исследователи, являлось точное определение массы данного скопления. Учёные использовали скорости звезд, находящихся в данном скоплении, собранные за несколько лет как при помощи всё того же телескопа Хаббла, так и благодаря обсерватории Гайя ЕКА, чтобы определить массы всех чёрных дыр.

Обычно невидимые тела вращают звёзды по орбитам, «близким к случайным», а не по аккуратно круглым или удлиненным путям, которые обычно наблюдаются у черных дыр. Этот случай является исключением. Учёные предполагают, что данная группа, вероятней всего, образовалась в тот непосредственный момент, когда чёрные дыры «упали» к центру скопления в результате гравитационного взаимодействия с меньшими звёздами. Более тяжелые звезды имеют тенденцию тяготеть к середине, даже если они не коллапсировали в чёрные дыры. Но какова же польза от всего этого?

На самом деле данные открытия, а также те, которые будут совершены в ближайшем будущем, смогут расширить понимание человечеством чёрных дыр, а также всех явлений, которые они в итоге образуют. В любом случае, данный, недавно обнаруженный «пучок чёрных дыр» может в теории являться, например, ключевым источником гравитационных волн. Да и в целом, в то время пока исследователи будут заниматься сбором большего количества данных и их анализом, данное, действительно неожиданное открытие может принести им крайне большое количество различных дивидендов, что тоже хорошо.