Когда антидепрессанты действуют на человека, нуждающегося в медикаментозном лечении, они в действительности способы изменить его повседневную реальность и сделать борьбу с болезнями лучше – однако что делать тем людям, которые неподатливы антидепрессантам? А ведь по предварительным подсчетам медицинской статистики по всему миру около 30% пациентов, невосприимчивых к антидепрессантам, обладают реальными и высокими шансами рецидива. И вот сегодня команда исследователей из США представила результаты своего нового исследования, проясняющее вопрос о том, почему на некоторых людей не действуют или не в полной мере действуют антидепрессанты.
В первую очередь стоит уточнить, что речь преимущественно идет о так называемых SSRI-лекарствах, а именно о селективных ингибиторах захвата серотонина, являющиеся достаточно сильными антидепрессантами. Те люди, которые не особо подвержены их действию, обычно переходят на антидепрессанты на основе дофамина, однако и это может не всегда оказывать желаемый эффект. Ученые долго исследовали потенциальные взаимосвязи такого нейробиологического эффекта и изучив данные свыше 800 пациентов, страдающих теми или иными синдромами депрессивного расстройства, пришли к весьма интересному выводу.
А именно к выводу о том, что разница в восприимчивости к антидепрессантам лежит в основе разницы конструкции и паттернов развития нейронов – в частности нейронов, отвечающих за функции нейротрансмиттеров. Иными словами, те пациенты, которые слабо или никак не отвечают на действие антидепрессантов, обладают нарушенной формой развития и роста таких нейронов, в чем и заключается основная проблема.
Изучая серотонергетические клетки мозга, ученые также пришли к параллельному выводу о том, что смена паттернов роста и развития нейронов – в частности нейротрансмиттеров – может в значительной мере изменить процесс и механизм адаптации нейронов к различным другим лекарствам. Что может потенциально указывать на риск того, что и другие медикаменты не будут иметь ожидаемого эффекта на таких пациентах, отличающихся по своей нейронной карте.