Крайняя чувствительность к солнечному свету может спровоцировать множество проблем, начиная с простого отсутствия комфорта в солнечные дни и заканчивая отслоением сетчатки. Но детали светобоязни до сих пор плохо изучены учеными, потому решить такую проблему в настоящее время невозможно.
На данный момент многие исследователи считают, что в таком явлении может быть повинен пигмент меланопсин, который который играет роль в управлении циркадными ритмами, реагирует на интенсивность света и играет важную роль в работе радужной оболочки, а также посылает информацию в зрительную кору мозга. Ученые из Университета Пенсильвании решили изучить свойства пигмента, чтобы понять, действительно ли от него может зависеть светобоязнь.
«Меланопсин является частью нашей зрительной системы с давних времен и он контролирует несколько важных биологических реакций на свет»,- говорит ведущий исследователь Мануэль Спитчан из Оксфордского университета.
Для того, чтобы человек что-либо увидел, его мозгу нужно принять информацию с множества пигментов опсинов, которые выступают в качестве своеобразных пикселей, складываясь в картинку из цветов видимого спектра. Среди пикселей есть некоторое количество рецепторных клеток, внутренних фоточувствительных клеток ганглиона сетчатки, которые содержат меланопсин. А для того, чтобы убедиться, что меланопсин действительно что-то значит, ученые искали способ активации пигмента без создания помех.
Предыдущие исследования команды уже показали, что меланопсин можно стимулировать мерцанием на определенной частоте света определенного спектра. Такие импульсы можно создавать так, чтобы они не подключали к работе никакие другие пигменты или клетки. Опыт был повторен при помощи функционального магнитно-резонансного сканирования, где ученые обнаружили, что импульсы производят ответную реакцию в зрительной коре.
Реакция на подобное воздействие записывалась с 20 добровольцев, каждому было предложено оценить происходящее. Оказалось, что многие не ощутили никаких приятных ощущений, более того, назвали опыт неприятным, также добавили, что они видели осветление зрительного поля, иногда оно окрашивалось оранжевым или зеленым.
«Это особенно захватывающее открытие,» — говорит исследователь Джеффри К. Агирре: «Нейронный ответ в затылочной коре говорит о том, что люди имеют сознательный опыт стимуляции меланопсина, которая проявляется визуально.»