Ученые узнали, как именно ВИЧ попадает в клетки

Исследователи из Университета Чикаго сумели разрешить одну из самых сложных загадок относительно природы ВИЧ – они сумели установить причину того, каким образом вирус умеет пробираться в ядро иммунных клеток. Открытие, доступно объяснённое в журнале PLOS Pathogens, может привести к созданию еще более эффективных лекарств от ВИЧ и СПИД, о чем тепло отзывается профессор Эдвард Кэмпбелл, работающий в отделе микробиологии и иммунологии в Чикагском Университете. Известно, что ВИЧ как вирус заражает и убивает иммунные клетки, в том числе T-клетки и макрофаги. Но в отличие от других вирусов, которые “ждут”, пока клетки начнут делиться, чтобы пробраться в их ядро, вирус ВИЧ умеет делать это преждевременно.

Ранее стало известно то, что вирус ВИЧ умеет проникать в здоровые иммунные клетки посредством специальной целой ядерной мембраны, которая является своего рода транзитом для микроклеток вируса, попадающих в здоровую клетку и заражающие ее. Однако вопрос о том, каким образом они умеют проникать через эту мембрану, учитывая также что размер ядер микроклеток вируса на 50% больше отверстий в мембране, оставался невыясненным.

loyolastudyr

Стараниями доктора Кэмпбелла и его команды из Чикагского Университета удалось выяснить, что в этом деле участвует так называемый белок KIF5B, взаимодействующий как с ядром клеток ВИЧ, так и с ядерными порами, таким образом позволяя вирусу проникать в здоровые клетки. Вообще, белок KIF5B является совершенно безопасным, осуществляющим “доставку” различных полезных веществ для поддержания жизни клетки. Однако ВИЧ некоторым образом изменяет характер работы белка, фактически заставляя его разрывать ядерную мембрану и отправлять ее частички как можно дальше от ядра, таким образом делая поры достаточно широкими для прохождения вируса ВИЧ.

Это умопомрачительное открытие является уверенным шагом в разработке гораздо более эффективных мер и средств излечения от ВИЧ. Специалистам надо лишь найти способ остановить белок KIF5B от разрывания ядерных пор, что позволит предотвратить попадание вируса ВИЧ в ядро здоровых иммунных клеток.