Атмосфера спутника Ио удивляет астрономов

Спутник Ио

Исследователи из Юго-Западного исследовательского Института зафиксировали невероятные атмосферные изменения планеты Ио, являющейся активным вулканическим спутником Юпитера – и эти изменения в атмосфере происходят в тот момент, когда Юпитер отбрасывает на свой спутник тень, заставляя атмосферу химически меняться. Константин Тсанг, ведущий руководители проектного исследования, выявил, что тонкая атмосфера Ио, состоящая преимущественно из диоксида серы (вулканический газ), фактически распадается в то время как диоксид серы замерзает на поверхности планеты. Когда же Ио выходит из цикла затмения, замерзшая сера превращается в газ, под влиянием атмосферной сублимации.

Как заявляет сам Тсанг, это исследование позволяет глубже вникнуть в тонкости процесса сублимации атмосферы и понять этот феномен с различных точек зрения. Открытие ученых было опубликовано в журнале Journal of Geophysical Research, где объясняется, что команда в ходе своего исследования, использовала восьмиметровый телескоп Gemini North, расположенный на Гавайях, а также специальный спектрограф Echelle в Техасе.

Спутник Ио

Данные показали и доказали, что атмосфера Ио начинает “выкачиваться” когда температуры падают с -235 градусов по Фаренгейту при солнечном свете до -270 градусов при затмении. Стоит отметить, что затмение на планете происходит 2 часа каждого дня (этот день равен 1.7 дням на Земле). Джон Спенсер, один из участников проектной команды, таким образом, отмечает: “Это подтверждает тот факт, что атмосфера вулканического спутника Юпитера находится в постоянном состоянии разрушения и восстановления, а также показывает, что значительная часть атмосферы поддерживается благодаря сублимации льда из серы”.

Отметим, что ранее подобного рода исследования были невозможны, так как очень и очень сложно изучить данный феномен во время затмения, производимого Юпитером. Однако современный телескоп Gemini отлично справляется с этой задачей, вкупе с использование технологии тепловой радиации.