Когда человек вынужден постоянно лежать под капельницами или получать уколы, его вены теряются и в определенный момент найти их крайне сложно, а иногда они даже могут получить химический ожег и рассосаться. Потому ученые уже некоторое время разрабатывают специальные импланты, которые можно внедрять в необходимые кровеносные сосуды и колоть препарат уже в них. На данный момент уже есть импланты находящиеся в использовании, только их материал может вызвать массу проблем.
На сегодняшний день есть очень много разработок материалов схожих с человеческими, уже можно наблюдать функциональные человеческие ткани (кожа, мышцы, органы) выращенные в лабораторных условиях, а также первые попытки исполнить элементы человеческого тела на 3D-печати. Теперь биоинженеры находятся в процессе создания имплантов сосудов, схожих с человеческими. Уже полученные от этой разработки результаты радуют, импланты безопасны и долговечнее, чем синтетические аналоги используемые ныне на пациентах проходящих диализ почек.
Самая большая проблема имплантов, с которой и пытаются бороться специалисты, отторжение имплантов организмом и высокая вероятность занесения инфекции в организм. В таких случаях человеку уже испытывающему большие проблемы со здоровьем придется получать большую долю медикаментов, и не всегда они в состоянии помочь. Потому современные импланты используют только при безвыходном положении.
Ранее считалось, что можно снизить вероятность отторжения материала, если добавить в него клеток самого пациента. Но команда из Университета Дьюка, Йельского Университета и компании тканевой инженерии Humacyte пошла другим путем, создав бесклеточный имплант. Отказавшись от наличия каких-бы то ни было «живых» компонентов, команда исключила возможность отторжения тканей и получения серьезной инфекции. Теперь имплантацию подобных заменителей вен можно использовать быстро и без длительных подготовок, сокращая еще и время в очереди.
«Биоинженерный кровеносный сосуд представляет собой исключительно важный шаг в тканевой инженерии», — говорит Джеффри Лоусон, профессор хирургии и патологии в университете Дюка и главный врач Humacyte: «Потому, что эти «суда» не содержат живых клеток, у пациентов есть доступ к трансплантантам, которые могут быть использованы без какого-либо ожидания, связанного с индивидуальными продуктами.»
Несмотря на бесклеточное строение, процесс создания не обходится без клеток. Сосуды создаются из человеческих сосудистых клеток выращенных в ткани, и помещаются над кровеносным сосудом. При правильных условиях ткань разрастается и приобретает свойства настоящего кровеносного сосуда. После восьми недель имплант приобретает необходимую форму и свойства. Перед применением его промывают в специальном растворе и смывают с импланта клетки.
Первые результаты продемонстрировали отсутствие отторжения спустя год после имплантации, хотя были случаи с тромбозом в качестве побочного эффекта.
«Тот факт, что имплантированный бесклеточный трансплантант становится живой тканью человека — имеет последствия для регенеративной медицины, в очень глубоком смысле», — сказал Лоусон.