Астрономы объяснили высокую температуру атмосферы Юпитера

Юпитер, самая крупная планета в нашей Солнечной системе, никогда не испытывал недостатка в тайнах. Например, почему верхние слои его атмосферы планеты необычайно горячие, когда он так далеко от Солнца. Прошли десятилетия без правдоподобного объяснения этого явления, но теперь ученые нашли доказательства, предполагающие, что в качестве поставщика этого тепла выступает загадочное Большое Красное Пятно — гигантский ураган протяженностью 50000 километров внутри которого бушуют ветры, скорость которых достигает 500 км/ч.

Астрономы объяснили высокую температуру атмосферы Юпитера

Исследователи были в курсе высоких температур в верхних слоях атмосферы Юпитера около четырех десятилетий после полета космического аппарата NASA «Voyager» к орбите Юпитера и получения данных с наземных телескопов в 1970-х годах. Примерно в 800 километрах над поверхностью планеты температура атмосферы составляет 537° по Цельсию. Такие высокие температуры можно объяснить с помощью солнечной энергии, которая нагревает верхние слои атмосферы. Но газовый гигант более чем в пять раз дальше от Солнца чем Земля, так почему на Юпитере так жарко?

Астрономы объяснили высокую температуру атмосферы Юпитера

Международная команда исследователей считает, что они нашли ответ. Астрономы из Бостонского и Лейчестерского университетов использовали телескоп на Гавайях, чтобы измерить уровни невидимого инфракрасного света, излучаемого планетой, чтобы создать тепловую карту верхней атмосферы. По ходу выполнения этой работы бостонский астроном Джеймс О’Донохью был застигнут врасплох неожиданным открытием.

Он обнаружил чрезвычайно большой скачок температуры над Большим Красным Пятном почти вдвое горячее окружающей атмосферы. Это открытие позволило предположить, что ураган нагревает верхние слои атмосферы планеты.

Астрономы объяснили высокую температуру атмосферы Юпитера

Пока еще нет точных объяснений, за счет чего происходит нагрев, но у исследователей есть некоторые идеи. Они считают, что в Большом Красном пятне взаимодействуют два вида энергии: акустические и гравитационные волны. Когда эти две волны сталкиваются, они поднимаются вверх, где выплескивают большое количество энергии. Подобные явления могут происходить и на других газовых гигантах в нашей Солнечной системе: Сатурне, Уране и Нептуне, которые также имеют более высокую температуру верхних слоев атмосферы, чем должны были бы.

В настоящее время исследователи продолжают составлять температурную карту верхней атмосферы, чтобы установить новые связи между горячими точками термосферы и урагана внизу.