Гекконы могут помочь в лечении травм спины

Замечательная способность гекконов регенерировать хвост в течение месяца может помочь ученым выяснить, как вылечить травмы позвоночника у людей, вплоть до регенеративной способности стволовых клеток. Ученые, изучив хвосты гекконов на клеточном уровне, обнаружили определенную группу стволовых клеток, известных как радиальные глиальные клетки, которые отвечают за отращивание хвоста.

Поскольку хвосты гекконов содержат большую часть спинного мозга, команда из университета Гельфа в Канаде считает, что изучение этих лучевых глиальных клеток и их поведение может дать нам лучшее понимание того, как спинной мозг может восстановиться после повреждения. В исследовании рассматривается регенерация хвоста у леопардовых гекконов, которые расстаются с хвостами относительно легко, когда сталкиваются с хищником – исследователи могли буквально щипнуть хвост, чтобы он отвалился. Когда это происходит, радиальные глиальные клетки начинают размножаться и генерировать различные белки, которые реагируют на травмы. Как и другие стволовые клетки, они могут превращаться в различные типы клеток в зависимости от потребности организма.

Исследователи также заметили образование тромба крови, запечатывающего травмы. Блокируя этот сгусток куском кожи, процесс регенерации хвоста останавливается.

У человека в эмбриональной стадии много радиальных глиальных клеток, но они исчезают по мере развития организма, так что замена их может быть одним из будущих вариантов лечения.

Мы все еще далеки от применения этих открытий в нечто практическое, но это еще один шаг на пути к созданию метода лечения спинного мозга. Более того, мы также видели недавние исследования в манипулировании процессом заживления раны, так что рубцовая ткань не формируется: путем изменения белка исследователи смогли регенерировать нормальную кожу.